branding / VISUAL

Брендинг президентской Программы развития общественных пространств Республики Татарстан


Партнерский проект с Фондом «Институт развития городов Республики Татарстан»
AdWorm разработал визуальную айдентику, в основу которой легли архаичные орнаментальные структуры, принцип атомизма и лишение логотипа статуса доминанты.
В основе стиля – орнамент, представляющий из себя паттерн-конструктор. Его сложная ритмическая структура обеспечивает эффект оптической иллюзии – при длительном рассматривании его составные части то складываются в калейдоскопический орнамент, то «обманчиво» распадаются в хаотичном порядке.
О Программе
Программа развития общественных пространств Республики Татарстан, учрежденная в 2015 году по инициативе Президента Рустама Минниханова, направлена на создание современной и комфортной городской среды в каждом муниципальном районе республики. На конец 2018 года 315 общественных пространств были возрождены к жизни или созданы с нуля. Воскрешение среды начиналось со скверов и парков, а со временем Программа охватила набережные, пешеходные улицы, бульвары, площади и другие типы объектов.
Новая комфортная среда создается в эффективном взаимодействии республиканских и муниципальных органов власти, профессионального сообщества, представителей бизнеса и самих пользователей общественных пространств – жителей республики.
Региональная инициатива и опыт Татарстана стали настолько успешными, что с 2017 года по их образцу по всей России реализуются аналогичные программы в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
Цели и задачи айдентики Программы
1
Объединение
Сформировать единую систему визуальной айдентики для огромного количества общественных пространств, не лишая их при этом собственных уникальных черт.
2
Безграничность
Программа непрерывно охватывает все новые территории. Айдентика должна иметь свойство постоянно масштабироваться в рамках изначально заданной коммуникационной модели.
3
Вариативность
Программа регулярно включает в себя новые типы объектов – парки, улицы, площади и т.д. Айдентика должна уметь эффективно адаптироваться под новые среды.
Поиск
Удачная визуальная метафора, отвечающая вышеуказанным целям и задачам, была обнаружена в народном декоративно-прикладном искусстве, а именно – в орнаментальных системах, ритмически повторяющиеся модули которых способны создавать безграничные текстуры.

В традиционной культуре орнамент имел не только декоративное значение, но и являлся сложной знаковой формой, представляющей собой специфическое отражение действительности посредством знаково-символических построений.

В современной культуре орнамент эту функцию утратил. Область его применения свелась к декорированию сувенирной продукции и обслуживанию сферы фольклорного туризма.
Решение
Мы обратились к орнаменту как к знаковой системе и построили на его основе фирменный стиль Программы.

Разрабатывая орнаментальный паттерн как основу будущего стиля, мы сознательно не стали копировать структуру традиционных татарских растительных узоров.

Ценность фольклорной составляющей видится нам не в этническом или региональном колорите создаваемого стиля, а в ее «народности», принадлежности социуму республики. Характер предлагаемой айдентики – общественный, полностью соответствующий назначению пространств, объектов и территорий, охватываемых Программой.
В основе стиля – орнамент, представляющий из себя паттерн-конструктор.
Простейшие геометрические элементы – строительный материал стиля. Они способны взаимодействовать друг с другом и образовывать бесконечное количество комбинаций – от сложных графических текстур до лаконичных знаков и пиктограмм. Из них складывается как основной паттерн, так и его деформированные и трансформированные варианты – линейные, хаотичные, фрагментарные.
Простейшие элементы определяют графическую структуру всего стиля – сетки, пропорции, охранные поля, правила конструирования сложных модулей и пр.

Важнейшим отличительным свойством описываемой системы является отсутствие доминирующего фирменного знака. У стиля нет одного главного логотипа, но как сама Программа, так и каждый объект, каждое пространство, которое она охватывает, могут получить собственный фирменный знак, созданный по правилам комбинаций простейших элементов.
Найденное визуальное решение полностью отражает свойства Программы – вариативность и безграничность.
Характер стиля предполагает развитие в различных коммуникационных средах на множестве носителей бренда – навигация на территории парков и водоохранных зон, малые архитектурные формы (уличная мебель, ограждения, сценические декорации и др.), рекламная и сувенирная продукция, digital, корпоративная документация.
Подробное руководство по эксплуатации стиля объемом 160 страниц.
Практическое применение и интеграция проекта в общественные пространства Республики Татарстан начнется в 2019 году.
Клиент
Правительство Республики Татарстан
Год
2018
Услуги
Брендинг
Айдентика
Графический дизайн
Ссылки
Связаться с AdWorm
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.